Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №33"
Алтайский край, город Бийск
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность в МБОУ «СОШ №33» представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей: защиту персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц; защиту учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

    Информационная безопасность в МБОУ «СОШ №33» в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим группам:

    1. Персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, педагогическому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы.
    2. Обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса.
    3. Защищенная законом интеллектуальная собственность.

    В образовательном учреждении принятые следующие меры по обеспечению информационной безопасности участников образовательных отношений:

    • Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.) через использование  программно-технических средств антивирусной защиты компьютерной техники в образовательном учреждении и своевременное их обновление.
    • Заключен договор с провайдером по осуществлению контентной фильтрации трафика, ежемесячно проводится контроль фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования.
    • Систематический инструктаж педагогических работников и обучающихся по вопросам информационной безопасности.
    • Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации.
    • Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры через внеурочную деятельность, классные часы, уроки безопасного поведения в сети Интернет.

    Уважаемые родители и обучающиеся!

    На основании информационного письма Министерства образования и науки Алтайского края на территории края зарегистрирован всплеск криминальной активности подростков по сбыту дебетовых карт за вознаграждение.

    Так, в марте текущего года органами предварительного расследования Немецкого национального и Усть-Калманского районов возбуждено 3 уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 187 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанное деяние относится к числу тяжких, при этом каждый сбыт отдельной банковской карты квалифицируется как самостоятельное преступление, что может значительно усугубить ситуацию с подростковой преступностью в крае.

    Установлено, что на причастность к совершению вышеуказанных преступлений отрабатываются несовершеннолетние из числа местных жителей, которые по предложению третьих лиц за вознаграждение оформили на свое имя дебетовые банковские карты с дальнейшей передачей их реквизитов для осуществления переводов на счета таких карт для неустановленных целей.

    Практика расследования таких уголовных дел в центральной части России свидетельствует, что подростки и другие лица вовлекаются в такие преступные схемы в целях легализации (отмывания) «дропперами» доходов, полученных преступным путем, обналичивания криптовалюты, оборот которой на территории государства ограничен. Зачастую «преступные деньги» используются в «даркнете» для приобретения запрещенных и ограниченных в гражданском обороте предметов, веществ и средств (огнестрельное оружие, наркотические вещества и т.д.).

    Всего по итогам процессуальных проверок предполагается возбуждение в крае не менее 10 таких уголовных дел.

    Если Вы пользуетесь банковской картой или интернет банком, и не хотите стать жертвой «IT» преступления отдав свои деньги злоумышленникам необходимо знать следующее:

    Никогда не сообщайте данные карты (номер карты и срок ее действия) и коды из СМС/Push сообщений. Даже если вам позвонил робот и просит указанную информацию, ее сообщать нельзя. Помните! Код из СМС подтверждает только списание денежных средств, зачисление денежных средств кодами никогда не подтверждается!

    Никому не говорите трехзначный код на обратной стороне карты;     

    Никому не говорите логин и пароль от интернет-банка;
    Ваш телефон всегда должен быть заблокирован, в этом случае можно использовать код блокировки, отпечаток пальца или другую биометрию на вашем телефоне. Никому не передавайте телефон, если он разблокирован;
    Проверьте, что текст входящих СМС не виден, если ваш телефон заблокирован;
    Пользуйтесь только официальным мобильным приложением Банка;
    Подключите услугу СМС-информирования, чтобы получать сообщения обо всех операциях, совершенных с использованием вашей карты.
    Запомните, что сотрудники банка никогда не просят вышеуказанную информацию, а также никогда не попросят установить программу на ваше устройство, перевести деньги на другие счета для их «спасения», участвовать в поимке недобросовестного сотрудника, взять кредит для «ликвидации» заявки на кредит, поданной за вас злоумышленниками.

    Если все же, злоумышленникам удалось узнать у вас вышеуказанную информацию или завладеть вашим телефоном на котором есть доступ к интернет-банку, то незамедлительно позвоните в свой Банк и попросите сотрудников заблокировать карту и интернет банк, чтобы злоумышленники не успели воспользоваться вашими денежными средствами, также незамедлительно обратитесь в полицию с соответствующим заявлением. Сотрудники полиции проверят поданное вами заявление и примут меры к поимке преступников.

    Помните! Чем быстрее вы обратитесь в полицию, тем больше вероятность того, что злоумышленники будут пойманы и не успеют воспользоваться вашими денежными средствами.

    Обучающимся 

    НЕЛЬЗЯ

    1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);

    2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;

    3. Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;

    4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;

    5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

    ОСТОРОЖНО

    1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;

    2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;

    3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;

    4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;

    5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

    МОЖНО

    1. Уважай других пользователей;

    2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;

    3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;

    4. Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;

    5. Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!

    1. Полезные номера
    2. Интернет БЕЗопасности
    3. Что такое TikTok

    Памятки

    Родителям

    1. Ребенок и компьютерные игры
    2. Моего ребенка травят в Интернете

    Министерством образования и науки Алтайского края совместно с КАУ ДПО «Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования им О.Р. Львова», ГУ МВД России по Алтайскому краю в рамках реализации программы «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Алтайском крае» государственной программы Алтайского края «Обеспечение прав граждан и их безопасности» разработаны видеоролики для родителей и обучающихся:

    1. «Кибербезопасность»
    2. «Разновидности угроз в сети (вредоносное ПО, фишинг и т.п.)»
    3. «Телефонные мошенничества, как не стать жертвой»
    4. «Кибербезопасность для детей, как не стать жертвой»


    Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    1. Информация, запрещенная для распространения среди детей.

    2. Информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

    К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    1. Информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству.

    2. Способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

    3. Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным.

    4. Отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

    5. Оправдывающая противоправное поведение.

    6. Содержащая нецензурную брань.

    7. Содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    1. Информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия.

    2. Вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.

    3. Представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной.

    4. Содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
    С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

    Общие правила для родителей

    • Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.
    • Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.
    • Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты.
    • Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).
    • Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями

    Общие советы по безопасности

    1. Не входите на незнакомые сайты.
    2. Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
    3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
    4. Никогда не посылайте никому свой пароль.
    5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
    6. При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
    7. Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
    8. Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
    9. Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
    10. Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране
    11. Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.

    Памятки

    Педагогам

    1. Даркнет
    2. Рекомендации по противодействию социально-психологическим угрозам сети Интернет
    3. Цифровая безопасность детей

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Методические и справочные материалы

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie